В Бресте вынесен приговор журналистке государственного СМИ

16:38 08 сентября 2022
ОБСУДИТЬ
7 сентября 2022 года Брестский областной суд огласил решение в отношении Инне Можченко, которая до ареста работала в государственном информационном агентстве БелТА, где занимала руководящую должность.

Как стало известно от правозащитников, дело рассматривала судья Вера Филоник. Инне Можченко было предъявлено обвинение по двум статьям УК – 369 («Оскорбление представителя власти») и части 1 статьи 130 («Возбуждение расовой, национальной, религиозной или иной социальной вражды либо розни»).

Об Инне Можченко известно, что она является членом провластного Союза писателей Беларуси и до ареста в сентябре 2021 года работала в БелТА, где занимала должность заведующей сектором электронной информации поддержки и отдел развития интернет-ресурсов. При этом женщина была активна в соцсетях, где оставляла комментарии протеста и высмеивала музыкантов, выступающих в советской военной форме.

Причиной задержания Ины Можченко стали события 28 сентября 2021 года, связанные с делом «Андрея Зельцера». Можченко отреагировала на эту историю постами в соцсетях, а уже 29 сентября к ней приехали силовики. С тех пор женщина находится за решеткой и отметила там свое 45-летие.

От людей, присутствовавших на процессе в Бресте, стало известно, что в ходе судебного заседания Инна Можченко рассказала об условиях, в которых находилась в изоляторе на Окрестина. Она провела пять дней в двухместной камере, где находились 16 человек. После этого женщину увезли в Жодино, где, по словам Инны, в следственном изоляторе был устроен «воспитательный карантин».

В частности, полтора месяца в восьмиместной камере находились 14 человек. Передачи не разрешались, поэтому пришлось выпрашивать у персонала туалетную бумагу и прокладки. После того, как «карантин» сняли, условия немного улучшились, однако к моменту суда у женщины все еще были серьезные проблемы со здоровьем.

До сих пор непонятно, почему дело Инны Можченко рассматривалось в Бресте, куда ее привезли из СИЗО Жодино, а не в Минске (где Инна жила и работала).

Согласно обвинению, представленному в суде прокурором Александром Батюшко, Инна Можченко в период с 9 августа 2020 года по 28 сентября 2021 года публично высказывалась о погибшем сотруднике КГБ Дмитрии Федасюке, его матери и сотрудниках КГБ в целом. В одних комментариях, по мнению государственного обвинителя, были признаки оскорбления, а в других усматривались признаки преднамеренного разжигания вражды в отношении сотрудников правоохранительных органов.

Однако, как отмечают правозащитники, в судебно-лингвистической экспертизе, приобщенной к делу, упоминались только сообщения Инны Можченко, которые были написаны 29 сентября 2021 года. Прокурору пришлось корректировать обвинение на стадии судебных прений: в итоге женщине предъявили обвинение лишь за размещение «оскорбительных и разжигающих вражду» сообщений 29 сентября 2021 года.

Какие именно посты были оскорбительными, неизвестно, так как в суде они не разглашались. В то же время судебно-лингвистическая экспертиза, проведенная в рамках дела, показывает, что автор сообщений способствовал «формированию негативного стереотипа в отношении сотрудников правоохранительных органов».

Но в окончательном обвинительном заключении прокурор Батюшко интерпретировал сообщения гораздо шире. По его словам, якобы Инна Можченко также имела в виду одобрение поступка Андрея Зельцера и «подстрекала к насильственным действиям в отношении сотрудников правоохранительных органов». Таким образом, по мнению прокурора, имеется преступление по статье о возбуждении вражды.

В итоге 7 сентября 2022 года судья Вера Филоник вынесла Инне Можченко именно то наказание, которое просил прокурор: три года лишения свободы в колонии общего режима и штраф в размере 100 базовых величин (3200 рублей).

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

06 декабря 2023 15:36

В каком состоянии находится беларусское общество и стоит ли “откладывать” свою жизнь?

— Сейчас многие беларусы находятся даже не на пороге «внутренней Монголии», а прямо уже в дверях, — приводит метафору психолог Наталья Скибская. —Потому что диктатура в Беларуси продолжается, репрессии продолжаются.

30 ноября 2023 15:16

Святлана Курс: “Я веру ў перамогу дабра над злом”

Інтэрв'ю з пісьменніцай пра беларускую вёску, жыццё і працу ў Польшчы, вайну ва Украіне і яе ўплыў на Беларусь. А таксама пра тое, чаму больш не слухае музыку Барыса Грабеншчыкова.

15 ноября 2023 15:35

Светлана Алексиевич: «Кажется, мы только сейчас поняли, что свобода — это долгий путь»

Писательница, обладательница Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич — о наивности в 1990-х и 2020-м, и почему происходящее сейчас в Беларуси станет исторической травмой для беларусов.

14 ноября 2023 15:13

За что в Беларуси преследуют и судят адвокатов?

Наталья Мацкевич – известная белорусская адвокат и правозащитница, она защищала участников президентской кампании 2020 года Виктора Бабарико и Сергея Тихановского, а пришла в правозащитную адвокатуру задолго до последовавших за выборами президента Беларуси массовых арестов.