Правозащитник – о пытках, «хороводном деле» в Бресте и как вести себя при задержании

13:14 30 ноября 2022
ОБСУДИТЬ
Юрист-правозащитник Павел Сапелко о том, как противостоять пыткам в заключении, и о том, стоит ли скрывать от общественности информацию о задержании.

— Как вы считаете, какие есть способы у людей в заключении остановить пытки?

— Как правозащитник я могу сказать, что пытки в любом своем проявлении, как и жестокое и бесчеловечное обращение, запрещены и не могут оправдываться никакими обстоятельствами. Пытки существуют и процветают в таких тоталитарных государствах именно потому, что противостоять им или сложно, или почти невозможно.

Было бы очень хорошо, если бы мы могли сказать: сделайте так и тогда бы пыток не стало, но реальность такая, что любая мера противодействия пыткам имеет свои плюсы и минусы и ограниченную эффективность. Что касается голодовок, это одна из крайних мер мирного протеста против пыток.

Мы понимаем, что теоретически заключенный может отказаться выполнять издевательские распоряжения, которые, по сути, и есть элемент пыток. Заключенный может кричать и требовать передачи ему постельных принадлежностей, но все это может иметь последствия — действия со стороны администрации.

Заключенные это тоже понимают, поэтому выбирают способ голодовок. В некоторых ситуациях они могут наносить себе травмы, кто-то вообще решается на суицид. Не могу сказать, что это хорошие способы. Хорошо предотвращать пытки и не допускать их.

— Поступает информация о том, что часть задержаний, которые сейчас происходят в Беларуси, в том числе и коллег-журналистов независимых медиа, остаются, что называется, за кадром, потому что родственники просят не предавать огласке, не публиковать нигде эту информацию, опасаясь навредить или руководствуясь советами адвокатов. Как вы считаете, это эффективная стратегия — не сообщать о задержании?

— По моим впечатлениям, которые основаны на многолетнем опыте и адвокатской работе, и работе в качестве правозащитника, и по результатам последних двух лет, нельзя сказать, что есть прямая зависимость между тем, является ли дело освещенным, преданным гласности или рассматривается под завесой тайны.

Человек может получить высокое наказание, сохраняя все в тайне, и относительно мягкое по публичным делам. Самый простой пример — это так называемое «дело хороводов» в Бресте.

Оно находилось под пристальным вниманием правозащитников, общественности, и при всем при этом всем участникам дела назначали наказание в основном в виде ограничения свободы, в том числе без направления в учреждения открытого типа.

В то же время до нас доходит информация о людях, которые уже отбывают наказание в виде лишения свободы за участие в мирных собраниях по статье 342 УК. О них мы не знали на этапах следствия и суда. По какой-то причине эти уголовные дела не предавали огласке.

С точки зрения общественного интереса, безусловно, нам нужно максимально широко и открыто рассказывать про ситуацию в Беларуси и как раз таки эти показатели — количество рассмотренных дел, количество осужденных и политзаключенных — ярко и явно характеризуют ситуацию с правами человека, с репрессиями в Беларуси.

Это, в свою очередь, позволяет широко адвокатировать необходимость принятия мер в отношении Беларуси и ее властей, а также адвокатировать другие важные для политзаключенных вопросы.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

06 января 2024 12:03

В росте зарплат жителей Беларуси есть тревожные симптомы

Академический директор BEROC, доктор экономических наук Лев Львовский — о долгосрочных последствиях регулирования цен и причинах роста зарплат.

03 января 2024 16:25

Сайт «Першы Пінскі» объявлен «экстремистскими материалами» с нарушениями закона

Поучастовал в завершающей стадии этого очередного выискивания и политической заказухи суд Пинского района и города Пинска. С грубейшими нарушения норм права и правосудия, 21 декабря 2023 года этот суд признал материалы сайта "экстремискими".емедленному исполнению». Правда, в первые дни 2024 года сайт «Першы Пінскі» продолжал открываться в Беларуси.

31 декабря 2023 18:07

Как работают контрсанкции в Беларуси и почему решение об эмбарго — исключительно политическое?

Экономист Алиса Рыжиченко — о том, в чем смысл запрета «недружественного» импорта, как регулирование цен бьет по торговле и какой ценой достигли роста экономики в Беларуси.

30 декабря 2023 12:17

Як умацоўваецца вобраз «Беларусі з тэлевізара» і чаму ўлады страхуюцца ад крытыкі?

Савет міністраў РБ абнавіў пастанову аб пытаннях працы са зваротамі ў дзяржорганы. Цяпер мясцовых чыноўнікаў (на ўзроўні горада, раёна) абавязалі праводзіць тэлефонныя прамыя лініі кожны тыдзень, а рэспубліканскага ўзроўню — раз на месяц.